Лангутайские ворота
Перевал Лангутайские Ворота - довольно узкий проход в горной цепи. Перевальная седловина справа и слева обрамлена крутыми склонами со скальными выходами. Высота перевала - 1761 м.
По некоторым данным был проект прокладывания по р. Лангутай железной дороги.
Асфальтированная дорога, идущая непосредственно мимо платформы электрички выводит через 2.5 км к автомобильному мосту через р.Хара-Мурин (Южно-Байкальское шоссе).
Дальнейший путь - по старому Игумновскому тракту, начинающемуся лесной дорогой на противоположной стороне шоссе и тянущемуся вплоть до зимовья Байри. На всем протяжении пешей части маршрута время от времени будут встречаться его остатки - полуразрушившиеся (а кое-где и довольно неплохо сохранившиеся) гати на заболоченных участках и следы старых просек.
Практически сразу от моста по берегу Хара-Мурина начинается большая поляна, где можно остановиться на ночлег. Далее дорога поднимается на водораздел рек Лангутай и Паньковка, уходя от воды и быстро превращаясь в обычную, хотя и хорошо набитую, таежную тропу. Следует иметь в виду, что далее воды нет на протяжении 7-9 км, пока тропа не начнет спускаться вдоль небольшого ручья к р.Лангутай. Ближайшая хорошая стоянка - на берегу р.Лангутай, примерно в 0.5 км от выхода к нему тропы.
Через несколько километров (2-3) тропа выводит к переправе через р. Лангутай. Это несколько бревен, перекинутых с противоположных берегов на небольшую скалу в русле Лангутая. На левом берегу Лангутая сразу от бревен переправы тропа по крутому но короткому склону поднимается вверх. Здесь есть место для стоянки. Отсюда до впадения в Лангутай слева крупного притока - р.Голая около 3 км. Тропа идет по левому берегу Лангутая, то спускаясь к воде, то обходя по верху бомы. Некоторые бомы можно преодолеть понизу, но в этом случае нужно быть готовым к тому, что прийдется идти по воде. На склонах периодически встречаются участки, на которых много поваленных деревьев, что также замедляет движение.
От устья р.Голая до впадения слева р.Нитяная около 10 км. У впадения Нитяной на левом берегу Лангутая - хорошая стоянка (дальше до переправы хороших стоянок нет). Примерно в 4 км выше устья р.Нитяная тропа снова уходит на правый берег р.Лангутай. Переправиться здесь можно как по переброшенному через Лангутай специально спиленному толстому дереву, так и просто вброд (хороший брод метрах в 30 выше дерева). Отсюда до впадения слева следующего крупного притока - р.Бильчир – около 4 км.
Расходы Лангутая и Бильчира в месте их слияния примерно одинаковы, но долина Бильчира шире и лучше просматривается, чем долина Лангутая. Бильчир течет здесь широким быстрым потоком, в отличие от Лангутая, текущего в узком русле. Вверх по Бильчиру также уходит тропа к озерам, из которых он берет начало. У слияния Лангутая и Бильчира на обоих берегах последнего - хорошие стоянки. От впадения Бильчира и далее, вплоть до пер.Нухен-Дабан нередко встречается черемша.
Брод через Бильчир в нашу воду был несложен. Сразу после брода тропа идет далее вверх по левому берегу Лангутая у самой воды. Метров через 200 тропа начинает серпантином подниматься вверх. Вдоль тропы - заросли брусники и черники. До перевала отсюда остается около 10 км пути. Набрав высоту тропа далее выполаживается и идет левым берегом Лангутая, время от времени пересекая небольшие заболоченные участки. Через 5 км от впадения Бильчира слева в Лангутай впадает крупный ручей, через 4 км от него - еще один крупный левый приток. Заболоченные участки становятся более протяженными, кое-где тропа ведет просто по руслу того или иного из многочисленных мелких ручьев. Примерно через 1.5 км от упомянутого выше второго левого притока тропа поднимается на небольшой гребешок, и идя по его верху, выводит к очередной переправе через Лангутай (на левый берег). Лангутай здесь - просто неширокий ручеек, поэтому переправа проста.
Обогнув по заболоченному западному берегу два озера, связанных протокой, из которых берет начало Лангутай, тропа несколькими взлетами поднимается на перевал Лангутайские Ворота. Последний взлет, выводящий на перевал (100 - 200 м) - курумник.
| |